Митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев) о причащении

13:54
В отношении Евхаристии думаю,
что «Положение о причащении» заслуживает не менее серьезного обсуждения, чем
«Положение о монастырях и монашествующих». Мы должны создать условия, чтобы
люди причащались Святых Христовых Таин. Возбранение приступать к Святым Тайнам
должно зависеть от решения духовника, тогда как само причащение должно быть нормой, особенно в монастырях, и об этом
необходимо написать в «Положении о подготовке к причащению». Там оставлены
без рассмотрения такие важные моменты, как подготовка к причащению для
священнослужителей, монашествующих. В
«Положении» говорится только о мирянах, к которым подчас предъявляются более
строгие требования, чем к монашествующим и священнослужителям. http://www.bogoslov.ru/text/3574628.html

На конференции справедливо говорилось о том, что
Причащение должно быть основой духовной жизни монахов. Практически каждый день
монахи присутствуют на Божественной литургии – и что, собственно, препятствует
им причащаться? Мирянам трудно причащаться каждый день, но для монахов это
вполне нормально и естественно, поскольку всю свою жизнь они отдают Богу и
каждый день начинают с Евхаристии. Я думаю, акцент на духовной жизни поможет
нам сохранить тот огромный потенциал, который мы за последние двадцать пять лет
накопили и который не имеем права растерять.


Более того, есть такие правила, от которых монахи и
священники себя считают свободными, а на мирян их возлагают. Например, традиция
поститься перед Причастием. Ведь священники, которые совершают литургию в
воскресенье, не постятся по субботам. Почему же миряне, которые хотят
причаститься в воскресенье, должны поститься в субботу, в то время как есть
установленные Церковью постные дни: среда, пятница, четыре поста, особые дни
постов, такие, как, например,
Воздвижение Креста Господня, Усекновение главы Иоанна Предтечи? Зачем возлагать
на людей бремена неудобоносимые, когда мы, священники, сами не хотим и перстом
двинуть, чтобы их исполнять? Если мы такие ревнители, давайте на себя возложим
дополнительный пост перед Причастием. Начнем с монахов, архиереев, батюшек, а
потом посмотрим: если сами выдержим, то
и мирянам добавим постных дней.


Церковь так
установила, что воскресный праздничный день является днем участия всей
церковной общины, включая мирян, в Евхаристии. Участия не пассивного – в
качестве гостей или «захожан», а активного – в качестве причастников.


Такая же проблема есть и у мирян – есть опасность
привыкания, но не думаю, что от этой опасности можно избавиться путем редкого
Причащения, потому что тогда человек впадает в другую крайность. Для него
Причастие становится экстраординарным событием, которое он откладывает
беспричинно, боится его. Мы не должны
создавать искусственных барьеров между человеком и Богом.


Когда люди приходят в храм, они слышат слова Христа,
произносимые устами священника и обращенные ко всем находящимся в храме: «Приимите, ядите, Сие есть Тело Мое»;
«Пийте от Нея вси, Сия есть Кровь Моя»; «Со страхом Божиим и верою приступите».
Многократные призывы ко всем приступить к Чаше – как можно эти призывы
совмещать с возбранением приступать ко Святому Причастию? Священник
говорит: «Со страхом Божием и верою приступите», – а потом прихожане слышат от
того же священника, что приступать нельзя, потому что день вчера был непостный
или по каким-то другим причинам. Мы не
должны быть лицемерами – мы должны воплощать в жизнь то, что написано в наших
литургических текстах, иначе наша молитва и проповедь станет «медью звенящей и
кимвалом звучащим».


Я думаю, что такое возрождение
уже происходит, и уже есть немало приходов, где пастыри приучают своих прихожан
к частому, регулярному причащению, как это делал еще на рубеже XIX-XX веков
святой праведный Иоанн Кронштадтский. Такие общины уже создаются. Это очень прочные
общины, где духовенство и прихожане живут как одна семья, и это влияет на всю
жизнь людей, на их семейные отношения. В таких общинах даже повышается
рождаемость.
Пользу Причастия переоценить невозможно, и именно
благодаря евхаристической настроенности, благодаря тому, что люди соединяются с
Богом в Евхаристии, у них и семьи прочные, и браки не распадаются, и детей
много, и много другого прекрасного доброго происходит в их жизни. http://www.bogoslov.ru/text/3519702.html
Нет комментариев. Ваш будет первым!
Загрузка...